22:06 Никита Кузьмин, политолог
Любое массовое социальное явление неизбежно сталкивается с политизацией, даже если речь идёт о культурной сфере. Подобная ситуация неоднократно наблюдалась в спорте, в литературе и даже в науке. В случае с данной новостью жертвой политики стала музыка.
Многие СМИ распространили опубликованное в Телеграме заявление представителя международной правозащитной группы «Агора» Павла Чикова о создании в центральном аппарате ФСБ «чёрного списка» музыкальных исполнителей, которым необходимо препятствовать при проведении концертов. Таким образом, до читателей доносится мысль, что ведётся целенаправленная кампания по подавлению свободы творчества, координируемая на самом верху и проводимая для установления жёсткого идеологического контроля над молодёжью.
Вместе с тем, есть основания полагать, что подобная интерпретация последних событий (отмены концертов Хаски, IC3PEAK, Элджея и т.д.) является однобокой и даже искажённой. Во-первых, сразу следует отметить, что заявление Чикова голословно – никаких свидетельств и доказательств своему утверждению он не приводит. Не звучит даже традиционная в таких ситуациях отсылка на «анонимные хорошо осведомлённые источники». Во-вторых, при освещении подобных инцидентов постоянно наблюдается тенденция преувеличить уровень произошедшего, иногда прямо подтасовывая факты. Так, например, появились вбросы об аресте арт-директора клуба Cape Town, о личном давлении мэра Перми на возможные концертные площадки и т.д. В-третьих, непонятно, с чего вдруг вообще этим может заниматься ФСБ, для которой подобные вопросы не являются профильными.
Очевидно, что реальная проблема во взаимоотношениях между властью и частью музыкального сообщества существует. Однако подобные вбросы, направленные на подстёгивание недовольства и конфликтности, не способствуют их преодолению, а напротив, лишь усугубляют ситуацию, поскольку они вместо поиска реального корня проблем дают упрощённую черно-белую картинку.
Такой взгляд игнорирует реальную проблему неприятия общественностью ряда регионов (концерты Е.Крида и Элджея в Дагестане) и консервативных кругов в целом по стране современного творчества, что приводит к отмене запланированных мероприятий. Он игнорирует позицию местных властей (зачастую, неоправданную) по поводу безопасности несовершеннолетних, по поводу попыток втянуть их в массовые политизированные мероприятия, по поводу соблюдения юридических норм о возрастных ограничениях.
Соответственно, упрощённое объяснение ситуации мешает поиску взаимоприемлемого решение и достижения взаимопонимания, а также работе конкретно над перечисленными выше болезненными точками. Впрочем, такая задача может и не ставиться, если основной интерес представляет нагнетание обстановки и повышение рейтингов.