В концертном зале «Зарядье» 13 марта премьера спектакля «Евгений Онегин». Роман Пушкина прочитает актер Дмитрий Дюжев в сопровождении оркестра Московского театра «Новая опера». Вместо привычной музыки Петра Чайковского будет звучать малоизвестное сочинение Сергея Прокофьева. С «Вечерней Москвой» артист поделился своим отношением к многогранному характеру главного персонажа и рассказал о том, как его воспитывали родители.
— Дмитрий, чем вам интересен роман в стихах «Евгений Онегин»?
— Отчасти тем, что я сыграл не так много героев русской классической литературы. В театре больше, а в кино совсем мало, хотя и воспитан на классике, любви к искусству и музыке. Изобразительное искусство активно изучал в школе, причем не совсем обычным способом. В детстве, как многие мальчишки, начал собирать марки. Когда папа узнал об этом, предложил давать мне деньги на их покупку с условием, что я буду приобретать только такие, где изображены картины живописцев, скульптуры.
Музыку Чайковского, Прокофьева, Мусоргского я тоже знал с детства. Боженька подарил мне самых лучших на свете родителей, которые привили любовь к прекрасному. Сейчас я провожу в детских домах цикл лекций «Прививка любви и искусству». Сегодня все торчат в своих телефонах и ничего не хотят узнавать, это крайне плохо. Я попытаюсь так прочитать «Евгения Онегина», чтобы у посетителей огромного зала «Зарядье» возникло желание взять в руки роман. Признаюсь, я изучал его целый год, проштудировал много литературы об этом произведении. Разумеется, выучил его наизусть, хотя многие артисты читают с листа.
— Выдающийся художник, сценограф Сергей Бархин, создавший декорации к «Евгению Онегину» в «Новой опере», в одном из интервью сказал, что «Онегина нельзя оправдать, потому что он убил своего друга». Как вы относитесь к главному герою?
— Не хочу показаться кощунственным, но для меня Онегин — жертва обстоятельств, а не злодей. Его вынудили стать убийцей. Это, говоря современным языком, молодой олигарх, которому неожиданно досталось огромное наследство от дяди, и он, конечно, избалован вниманием. Но когда фантазерка Татьяна в письме объясняется ему в любви, он честно, как благородный мужчина, не дает ей никаких надежд на взаимность и по-дружески успокаивает: «Полюбите вы снова». Но семейство Лариных, используя влюбленного в Ольгу Ленского, не дает покоя Онегину. Все, что он сделал, разозлившись на обман друга, — это пригласил на танец Ольгу. Я не оправдываю Онегина, но и судить его не берусь. Судить — вообще грех. К тому же в XIX веке были совсем другие нравы, и дуэль считалась обычным явлением. Сам Пушкин участвовал в таких поединках более 100 раз. Кстати, как вы думаете: Онегин погибает или остается жить? Я думаю, что первое. Что же мы будем судить человека, который и так умер в очень молодом возрасте?
— Дмитрий, простите, а вы боитесь смерти?
— Боюсь, как каждый нормальный человек. Но только не смерти в театре. Каждый раз я играю как в последний раз в жизни, не боясь скончаться на подмостках. Артисты уходят из жизни на сцене, когда повышается артериальное давление. А это происходит от переизбытка чувств, больших энергетических затрат. Перед зрителем я выкладываюсь на 100 процентов.
— Нет опасения, что вас забудут как артиста?
— Забывают всех и вся. Каждый из нас не застрахован от того, что в какой-то момент он станет никому не нужным. Но я не собираюсь смиренно принимать свою невостребованность. Я буду бороться за право вновь быть необходимым и полезным.
Читайте также: Не надо тратить драгоценное время на мысли о прошлом и будущем