Правда редко бывает чистой и никогда - простой
18:00 14.12.2018
Андрей Соловьев, обозреватель ИА «Инфорос»

С 3 по 5 декабря 2018 г. в предместье Братиславы г. Пезинок состоялся форум «Свобода журналистики в контексте прав человека, новых технологий и международной информационной безопасности». В нем приняли участие более 70 экспертов и представителей СМИ из 12 стран мира. Среди инициаторов форума – российский журнал «Международная жизнь», Союз журналистов РФ, ряд зарубежных изданий и творческих объединений Европы. Отдельное место в списке организаторов и участников встречи занимает Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова, направивший в Словакию целый пул экспертов по современным коммуникациям – психологов, социологов, философов.

Как отметил в своем приветствии участникам форума Посол РФ в Словацкой Республике А.Федотов, Братислава, наверное, лучше других городов подходит для проведения таких международных встреч – с учетом высокого уровня взаимопонимания между нашими странами и общности славянских исторических традиций.

Отдавая должное гостеприимству словаков, стоит заметить, что высокий интерес к форуму, в том числе со стороны международных организаций, был вызван обстоятельствами иного рода. Прежде всего – обеспокоенностью мирового сообщества положением дел в сфере информации. Как отмечали участники встречи, развитие современных медийных технологий не делает мир безопасным. Возникают угрозы использования СМИ для силового разрешения международных споров и конфликтов. Да и сама журналистика остается профессией, связанной с риском для жизни:

- в 2018 году в различных странах мира были убиты 80 репортеров. Подавляющее число этих преступлений (89 процентов в 2006-2016 годах) остаются нераскрытыми, - подчеркнул в своем докладе на форуме и.о. директора Информационной службы ООН М.Несирки;

- СМИ теряют свою самостоятельность, и все больше зависят от государственных субсидий, - сообщил представитель ЮНЕСКО М.Лукошунас;

- у нас подписано множество международных конвенций по противодействию дезинформации, но все они не работают, - откровенно признал ст. советник Спецпредставителя по свободе прессы ОБСЕ А.Рихтер.

Что считать ложными, или фейковыми, новостями? Как им противодействовать? Должны ли государства в пределах своих национальных границ нести ответственность за регулирование глобального киберпространства, не обладающего вообще никакими границами?

С каждым новым вопросом модераторов форума – С.Гоэла (США), А.Оганесяна и В.Соловьева (Россия) - дискуссия принимала все более острый характер, а дерево предлагаемых решений разрасталось настолько, что порой складывалось впечатление: участники форума пытаются объять необъятное. Разброс мнений отмечался даже по основным, базовым понятиям. Вот лишь некоторые фрагменты полемики.

«На фейкньюс впервые обратила внимание еще Лига наций. В декабре 1936 года она приняла конвенцию по радиовещанию в интересах мира» (А.Рихтер, ОБСЕ).  «А разве нельзя считать историю про Джордано Бруно фейковой? Нам рассказывали о том, что он пострадал за свои убеждения и приверженность учению Коперника, хотя в действительности его сожгли за ересь как монаха» (А.Беликова, Россия). «На самом деле ложные новости имеют экономическую природу и изначально были связаны с продажей фальсифицированных товаров» (В.Бачишин, Словакия).

3 насыщенных дня форума включили в себя 6 сессий, на которых были заслушаны в общей сложности 40 докладов. Наиболее предсказуемым оказалось обсуждение темы информационных вбросов. Как и ожидалось, абсолютное первенство здесь осталось за сообщениями по химоружию.  Фейковая «пробирка Пауэла», приведшая к вторжению США в Ирак, инсценированная «Белыми касками» химатака в сирийской Думе, отравление Скрипалей. Фейк новости здесь имели одну особенность: они оказывались категорией вторичной и тиражировали ложную реальность, некую «постправду», заранее сконструированную режиссерами и актерами. Среди менее известных фактов этого ряда на форуме были приведены свидетельства фотокорреспондента Сергея Пономарева, единственного в России лауреата Пулитцеровской премии, которую он получил за репортажи о сирийских беженцах.

В 2013 году Пономарев работал в Дамаске. По сообщениям СМИ, недалеко от города войска Асада якобы произвели химатаку, в которой погибли полторы тысячи человек. Нью-Йорк Таймс опубликовала карту с указанием места события. Репортер стал искать признаки поражения. При таком количестве погибших должны были быть еще как минимум 5-7 тысяч пострадавших.  Это масса людей в больницах, на дорогах, в транспорте. Где они? Три дня поисков не дали никаких результатов. Признаков химатаки не было. Сенсационная новость оказалась очередным фейком.

Вполне понятно - говорили участники форума, - что в новой информационной реальности категория истинное-ложное полностью размывается. Каким же образом может быть реализовано право человека на правдивую информацию?  
К поискам ответов на этот и другие вопросы подключились представители академической науки. Философы говорили о «смене коммуникативной парадигмы» (А.Сегал, Россия). Специалисты по международным отношениям - об «информационном суверенитете» государств (Б.Костенко, Россия).  Специалисты в сфере безопасности предлагали концепцию «неявного оружия» (А.Стрельцов, Россия). Представители Российской vjkjlt;yjq общественной палаты совместно с изданием «Аргументы недели» представили проект под названием «Вбросам.нет», наарвленный на борьбу с фейковыми новостями и функционирующий на принципах краудсорсинга. В научный оборот активно вводились новые термины и понятия, часть из которых, вполне возможно, прозвучала на Братиславском форуме впервые.

Надо признать, что мы находимся в состоянии гибридной войны в условиях перехода от монополярного мира к многополярному, - отметил в ходе дискуссии глава Московского отделения Института Восток-Запад (США) В.Иванов. - Можно сколь угодно упрекать противоположную сторону в использовании фейковых технологий – в ответ мы услышим зеркальные упреки.

По мнению эксперта, говорить о нормах права в этой ситуации бессмысленно. Право может действовать лишь тогда, когда достигнуто соглашение. До тех пор, пока все мировые игроки, в том числе США, Россия, Китай, не будут заинтересованы в выработке общих норм поведения в информационной среде, будет происходить дальнейшая эскалация конфликтов.

Россия неоднократно предлагала США заключить соответствующее соглашение. Насколько готовы США к выработке новых правил?  

Большинство участников полемики скептически оценили вероятность такого шага. Элиты США вначале должны прийти к согласию между собой, иначе мир будет и дальше пребывать в состоянии турбулентности.  Вместе с тем, никто из мировых игроков, включая США, не заинтересован в том, чтобы конфронтация перешла в горячую фазу. Ясно также, что администрация Трампа будет требовать высокую цену за свою уступчивость.

Что делать России в этой ситуации?

Работать на опережение. Делать акцент на превентивное разоблачение готовящихся провокаций, как это произошло, например, перед инсценировкой химатаки в сирийской Думе. Извлечь урок из нашей запоздалой реакции во время конфликта с Грузией (И.Денисова, Россия).  Научиться проводить расследования фейков. Определить зону ответственности государств в киберпространстве ( А.Стрельцов, Россия). Вырабатывать нормы ответственного поведения в информационной среде.

В названии Международного форума в Братиславе содержится его порядковый номер - «первый». Форум действительно пока только обозначил начало своего пути, обсудил состояние дел, наметил ориентиры. Еще нет правил – их только предстоит выработать. Нет согласия с главным оппонентом – его предстоит достичь. Но сделан первый шаг: появилась площадка для свободного, внеблокового обсуждения острых тем всеми заинтересованными сторонами. Это значит, что у Международного медиафорума обязательно появятся следующие порядковые номера.