14:02 Анастасия Середа, журналист
Ученые восстановили реальный облик Иисуса… Говорить о том, что никакого восстановления вовсе не требуется и все эти изыскания носят характер очередного фейка, все равно, что опровергать Остапа Бендера с его утверждением: «Бога нет – это медицинский факт». Действительно, даже в Википедии, которая умеет быть как предельно точной, так и предельно неточной, открыв любую страницу по данной тематике, мы находим большое количество ссылок на исторические труды и работы по иконографии, в которых не раз и не два обсуждался вопрос, как выглядел Спаситель.
Так, известный всем православным христианам Спас Нерукотворный является первым портретом Иисуса Христа, предание о создании которого передал один из Отцов Церкви Иоанн Дамаскин: «Царствовавший в осроенском городе Эдесса царь Авгарь послал живописца нарисовать похожее изображение Господа. Когда же живописец не мог этого сделать по причине сиявшего блеска лица Его, то сам Господь, приложив кусок материи к своему божественному и животворящему лицу, напечатлел на куске материи Свой образ и при таких обстоятельствах послал это Авгарю по его желанию». Лик сохранился.
Или самое раннее описание облика Христа, которое принадлежит проконсулу Иудеи Публию Лентулу (об историчности фигуры ходят споры), предшественнику Понтия Пилата: «Этот человек высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства, так что внушает взирающим на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета (каштановые), падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назореев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет пятен и морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, не длинная, но раздвоившаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие. Стан его высок, руки прямы и длинны, плечи красивы. Речь его обдуманная, верная и сдержанная. Это прекраснейший из земнородных…» и которое перекликается с описанием Иисуса Христа константинопольского монаха Епифания в «Житии Андрея Первозванного» (первая половина IX века):
Спаситель «былъ весьма прекрасенъ видомъ (какъ глаголетъ пророкъ (Пс. 44, 3): „красе́нъ добро́тою паче сыновъ человѣческихъ“), ростомъ же или тѣлеснымъ возвышеніемъ шести полныхъ футъ; русые имѣя волосы и не особенно густые, скорѣе напоминавшіе колосья; брови же черныя и не особенно согнутыя; очи свѣтлыя и блестящія (подобно тому, какъ разсказываетъ исторія о праотцѣ Его Давидѣ (I кн. Царствъ, XVII, 42): „той дѣтище бѣ, и черменъ и лѣпъ очима“ (Пс. 44, 3); подобно и Сей) красноокій, съ долгимъ носомъ, с русою брадою, имѣя длинные волосы — ибо никогда бритва не коснулась главы Его, ни рука человѣческая, кромѣ Матери Его, въ дѣтскомъ Его возрастѣ; съ легкимъ склоненіемъ выи, настолько, чтобы не вполнѣ прямо держаться Ему во весь ростъ; пшеничнаго цвѣта тѣла, лицо не круглое, но какъ у Матери Его, слегка съуживающееся къ низу, слегка покрывающееся румянцемъ, настолько, чтобы выказать благочтивый и разумный нравъ и кроткій обычай и во всемъ безгнѣвную благость, какую описало Слово незадолго въ Его Матери, ибо во всемъ Онъ Ей уподоблялся и приравнивался».
Очевидно, что вышеупомянутые тексты, как и сведения о том, что сохранились изображения Павла, Петра и Самого Христа, написанные красками на досках, до ученых Королевского колледжа Лондона по какой то причине не дошли. Иначе мы не встретились бы с утверждением о том, что «просто удивительно, как мало бы об этом знаем», поскольку библейские тексты «ничего не говорят о его внешности кроме пары упоминаний одежды, которую носил Иисус и его ученики». Или встретились бы? Вопрос риторический.